Home

Advertisement

Previous Entry | Next Entry

рулетка

С Петром Смирновым, ныне покойным, меня познакомил Еременко, не только поэт, но и коллекционер всяческих культурных артефактов. Именно Еременко в свое время вместе с Леной Шерстобитовой, известной ныне как Сулима, проехал по необъятной территории российской юдоли и собрал в тюрьмах и лагерях три чемодана уникальных поделок зэков. Петра Смирнова он нашел раньше. И это было из той же самой оперы – примитивизм в своей первозданной чистоте.

 

Периодически Еременко вытаскивал его на эстраду во время каких-то коллективных выступлений, заявляя, что сам пишет слабовато в сравнении со Смирновым, поэтому читать не будет, а уступит микрофон тому, кто по-настоящему достоин. Естественно, публика, не способная провести параллель между Пиросмани и Смирновым, воспринимала это как некий балаган, в котором злой Еременко глумился над беззащитным графоманом Смирновым. Но хохот при этом прокатывался гомерический. Когда же звучало «Ему дары кидали в ниц», то многие падали со стульев.

Так уж получилось, что я оказался первым публикатором Смирнова. Еще при советской власти. Дело было в газете «Советский цирк». После этой публикации читатели меня, естественно, пытались убить за этакий срам. Что объяснялось тем, что многие цирковые артисты присылали в редакцию свои стихи, которые публиковались нечасто. Естественно, как они могли не рассвирепеть от такого:

 

Там на горе вотьме печали

Где море плещет сидиной

Возвышен замок к не босводу

Горит сияя синевой

 

То вспыхнет за ревом пожара

То отблеск силы колдовской

И запылает замок ада

Горит богрян закат вдыму

 

Дракон в пещере с мрадом дышет

Пуская жертву в небеса

Колдун дрокона восхволяя

Глумясь над жертвой мертвеца

 

То царство злова калдуна

Там пленица ево была

 

То быль поведала она

Вполоне замка обреченных

 

Как душ наивностью покорных

Тех лет ушедшие года

Сей сказ поведала она

Я пре клоняюсь преттобой

 

Как знак ее души

И сказ поведаю о том

Чем трепет дум

Ее тамим

 

Вполоне замка одинока

Знавала я

Впор давних лет

 

Когда паря

Меж бурных рек

Соединив меня срекою

Туман клубился надомною

 

Под сводом солнце созерцало

Искрив вамгле реку сбивала

Под сенью каменных оград

Едва шепнув злой тенью сад

 

Из древ от рог в зывая грез

Ударом молнию разнес

Там призрок бьет

Отрог в зывая

В безмолвно люд

Сердца пылая

 

Смотрящих в даль под небеса

Калдун летел как туча черна

За ним дракон огнем дыша

 

(Отметим в скобках, что это несколько напоминает питерского сопротивленца, который один из немногих  противится на брегах Невы культу Бродского, - Александра Горнона, формалиста и, следовательно, антипода Смирнова. То есть Горнон примерно так читает свои семантически перенасыщенные стихи).

Так что можно сказать по этому поводу? Однозначно, Смирнов не был Маугли. Был он года рождения, вероятно, 43-го – 47-го. Или около того. А люди того поколения ни при каких обстоятельствах в Советском Союзе не могли быть не вовлеченными в процесс получения начального образования. То есть столь безграмотных не было. (В отличие от сейчас: как-то раз на Ярославском вокзале стайка 12-летних Маугли попросила меня прочитать, что написано на табло).

Просто Смирнов, будучи человеком очень оригинальным, писал слова так, чтобы они наиболее адекватно передавали охватившие его чувства. Строил свой язык. Причем язык несколько менялся от стихотворения к стихотворению, т.е. от чувства к чувству, что видно по несистематичности его грамматических ошибок. Более того, написание одних и тех слов может меняться в пределах одного стихотворения.

И тут можно много чего наговорить о самобытности, о «в душе моей, как в берлоге, ворочается зверенышем теплым душа», о вырастании причудливых кристаллов в силовых линиях искривленного поля периода гангрены советского режима, о мощном лирическом моторе, который передает свое вращение через коробку передач с погнутыми зубчатыми полубеззубыми колесами… Но мы этого делать не будем.

Вместо этого мы на бытовом уровне проиллюстрируем самобытность короля примитивистов. Одно время он работал таксистом. Представляю, чего натерпелись его клиенты. Однажды постовой милиционер был в высшей степени ошеломлен видом автомобиля, который носился по площади, выписывая невероятные пируэты. (Что тогда физически было возможно в связи с низкой плотностью движения). Останавливает он машину и буквально кидается с кулаками на вышедшего из нее Смирнова:

- Ты что, мать-перемать?!!

- Начальник, ворона летела. Так я решил по спидометру ее скорость замерить.

Чтение им стихов с эстрады производило сильное впечатление. Поначалу, конечно, это воспринималось как безумная комедия. Потом в душе возникало ощущение несовпадиения его облика, его текстов и его манеры чтения. Некоего зазора, порождающего заинтересованность. Был он человеком внешне «скучным». Кургузый черный пиджачишко, обтрепанные внизу, где бейка, брюки, но при этом с наведенными стрелками. Коренастая фигура без талии – не толстая и не худая. Кажется, небольшие усы на лысоватой голове. Не таксист даже, а механик автопарка. При этом читал с большим чувством, несколько волнуясь при этом.

Жил он где-то в районе Тишинки. И, несомненно, поэтому впитал в себя коробейнический дух. После той публикации он пытался меня своеобразно отблагодарить, названивая ежедневно и предлагая провести какую-нибудь выгоднейшую маркетинговую операцию. (На Тишинке ведь каждый малец в свое время прекрасно разбирался в конъюнктуре). Предлагал в качестве актуального товара заняться то ложками, то велосипедными насосами, то разводными ключами… Я сказал Еременко об этой странности. Он сказал: я поговорю. И его слово имело такую силу, что Смирнов звонить мне перестал.

Потом, в 1993 году, Еременко с Сергеем Кудрявцевым издали в «Гилее» книгу Смирнова «Будуинские холмы».

Потом – не знаю, в каком году – Петр Смирнов умер, тихо и незаметно для литературной Москвы.

Потом – минувшей весной – Еременко подарил мне эти самые «Будуинские холмы», когда мы – я, Юлия Скородумова, Андрей Коровин и Александр Мухарев из Днепропетровска – завалились к нему в кубрик на Патриарших (где, кстати, в каюте-люкс обитает Евгений Бунимович).

Потом, минувшим летом, я зачем-то наехал в «Новой газете» на Коровина. Видно, бес под локоть толкал, науськивал, чтобы я срочно спасал поэзию от энтропии. Но это уже совсем другая история, к примитивизму отношения не имеющая.

 

Comments

[info]ubeschur wrote:
Dec. 27th, 2008 05:58 pm (UTC)
Не знал, что он умер. Печально.
Помню и выступления, конечно.
Помню, поддали с Кудрявцевым и каким-то голландцем, проходим мимо Белорусского - вдруг Смирнов возвышается на перекрёстке эдаким Маяковским, совсем не казался он невзрачным.
Кроме "Сов.цирка", была публикация в "Гуманитарном фонде" (не соображу, кто раньше), да тот же Кудрявцев напечатал немного в "Северной Гилее" (это в Северодвинске, что ли, выходила такая газета). Вот, наверное, и вся библиография.

А "Будуинские холмы" - безумная и фантастическая книга.
Пётр Смирнов со временем войдёт во все антологии, без сомнения.
[info]tu_95 wrote:
Dec. 27th, 2008 06:37 pm (UTC)
Будем надеяться, что войдет. А сейчас, насколько мне известно, Данила Давыдов в своей диссертации о наивной поэзии чё-то такое и о Смирнове писал. Только где та диссертация? Ведь не под грифом же совсекретно выходила.
А то что "Гумфонд" я опередил - это точно. Я начал работать в Гумфонде, когда газета только начиналась. А через некоторое времея перешел в Советский цирк. Так вот при мне у Ромма Смирнов не появлялся.
Кстати, с недоумением узнал о вечере Гумфонда, где про меня было абсолютно забыто. Решили, что ли, что я совсем помер?
[info]ubeschur wrote:
Dec. 28th, 2008 02:06 am (UTC)
Диссертация давыдовская у меня есть (на компе), фрагментарно она и печаталась - в трудах провинциальных вузов, а может и в Москве.
Рассуждения там встречаются любопытные, но предмет всегда круче.

Что касается вечера, то ведь и Мишу Ромма туда позвали, отнюдь не он был устроителем. Кого хорошо знали, кого нашли через тот же ЖЖ... Например, меня позвали, подозреваю, потому лишь, что завёл в своё время [info]gumfond - и теперь в истории газеты кажусь фигурой более значимой, чем был на самом деле :)
А вот Кирилла Филиппова, который вместе с Русланом стоял у истоков этого дела, забыли (хотя я и пытался напомнить)


[info]anchentaube wrote:
Dec. 29th, 2008 08:44 am (UTC)
Насколько мне известно, Данила который уж год собирается переделать диссер в книжку.
[info]lukomnikov_1 wrote:
Dec. 27th, 2008 09:33 pm (UTC)
Я тоже не знал, что он умер. Царствие ему небесное.

Спасибо, Володя, что написал о нём.

Я его никогда не видел, но однажды говорил с ним по телефону (номер выпросил у Ерёменко) - в 99-м году, пригласил его поучаствовать в литературном вечере. Он сказал, что ухаживает за больной матерью и вряд ли сможет прийти, на всякий случай всё-таки записал, где и когда будет вечер, но не пришёл.

Очень люблю его стихи, книжку время от времени перечитываю.
Помню публикации и в "Сов. цирке", и в "Гумфонде", и в "Сев. Гилее". Как минимум первые две у меня, кажется, есть, но не под рукой сейчас.

Кудрявцев показывал мне его рукописи - большие листы (А3 это, кажется, называется), исписанные размашистым почерком.

Ещё Кудрявцев говорил, году в 95 - 96-м, что П.С. несколько лет пишет сказку в стихах. Кажется, это была его версия то ли "Конька-Горбунка", то ли какой-то из сказок Пушкина. Он пояснял это замысел так: "Прочитал, не пондравилось".
Неужели она пропала?

Ещё Кудрявцев говорил, что П.С. увлекается стихами Вяземского. Меня это поразило - вот тебе и примитивист... Я-то сам до сих пор, по правде сказать, никого из "поэтов пушкинской плеяды" толком не осилил.
[info]tu_95 wrote:
Dec. 27th, 2008 10:03 pm (UTC)
Да, Вяземский - это интересно.
Естественно, Еременко мог бы о нем куда больше рассказать, как ты понимаешь. Но ведь его никто же расспрашивать не будет. Нынче другой тренд.
Кстати, Еременко продолжает свое "коллекционирование". Видел у него относительно молодую особу, которая чешет ямбом - скороговоркой, похожей на стрекотание швейной машинки, - и это похоже на равномерное пение северного человека, который поет, что видит вокруг. Тоже в своем роде экземпляр.
[info]lukomnikov_1 wrote:
Dec. 27th, 2008 10:27 pm (UTC)
Ерёменко надо бы всё-таки расспросить.
И Кудрявцева тоже. Кстати, вероятно, у Кудрявцева хранятся неопубликованные стихи П.С. - он мне говорил, что в книжку отобрал стихи на свой вкус, т.е. включил далеко не всё, что ему тогда, в начале 90-х, удалось получить у автора.

А вот ещё была статья или заметка Ерёменко (может, тоже предисловие к публикации?):
Он помнит все слова, но забывает буквы // «Новая газета», № 1, 1997, с. 15. О поэзии Петра Смирнова.

Это из библиографии Ерёменко на ахметьевском сайте:
http://www.rvb.ru/np/publication/02comm/39/03eremenko.htm
Самой статьи в интернете, похоже, нет, яндекс с гуглом не находят.
[info]lukomnikov_1 wrote:
Dec. 27th, 2008 10:13 pm (UTC)
Опечатка: "это замысел" = "этот замысел", конечно.
[info]tu_95 wrote:
Dec. 27th, 2008 11:07 pm (UTC)
Кстати, Гера! Вот нашел в ЖЖ оч. интересную девушку. http://zaya-busya.livejournal.com/8942.html
Уверен, что ты сможешь оценить ее по достоинству. Это тебе для благословления :)))
[info]lukomnikov_1 wrote:
Dec. 29th, 2008 02:13 am (UTC)
Спасибо, Володя. Благословения - это пока не по моей части, но буду по возможности следить за творчеством.
[info]mpmouse wrote:
Dec. 30th, 2008 12:39 am (UTC)
Володя, простите за вторжение, просто читала все на тему, очень рада, что Вы оценили Заю, она от меня к Вам пришла, вообще из рэпа или чего-то еще такого, музыкально-молодежного, видимо, и мне очень нравится.
[info]tu_95 wrote:
Dec. 30th, 2008 09:44 am (UTC)
Привет, Марина. Уже много лет мы странным образом балансируем между "ты" и "вы". Думаю, неправильно это. Начинаю решительно тыкать и предлагаю тебе сделать так же. Не вполне понимаю, как Зая исполняет рэп с такими зачастую напевными текстами. Как, грится, русский рэп - бессмысленный и беспощадный ;) Она же ведь чистой воды лирик.
[info]lukomnikov_1 wrote:
Dec. 31st, 2008 05:18 am (UTC)
А с этим Мухаревым из Днепропетровска у меня году в 94-м была история, довольно глупая, даже неохота рассказывать...
[info]tu_95 wrote:
Dec. 31st, 2008 09:53 am (UTC)
Гера, если бы с нами не происходили глупые истории, то и умных бы не было.
С Наступающим!
[info]lukomnikov_1 wrote:
Dec. 31st, 2008 12:29 pm (UTC)
И тебя также, дорогой! С наступающим.
[info]xeus_top_999 wrote:
Jan. 1st, 2009 09:53 am (UTC)
Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса самых обсуждаемых тем в Живом Журнале.
Это очень положительное явление. Пожалуйста, продолжайте в том же духе. © Зиус

Друзья Зиуса поздравляют вас, и желают большого-большого рейтинга в новом году!

[info]lukomnikov_1 wrote:
Jan. 3rd, 2009 12:56 am (UTC)
поправки по книжке
Володя, если верить книжке ("Будуинские холмы", М.: Гилея, 1993), то в твоём наборе стихотворения П.С. две опечатки.

> Там пленница ево была
В книжке: "пленица".

> В полоне замка обреченных
В книжке: "Вполоне".
[info]lukomnikov_1 wrote:
Jan. 3rd, 2009 01:35 am (UTC)
П.С. в "Советском цирке"
Или ты цитируешь по "Советскому цирку"?

И вот ещё несколько вопросов в этой связи.

1. Мне казалось, что во времена этой публикации СЦ уже назывался "Ареной". Разве нет?
2. Не помнишь, были ли там стихи, не вошедшие впоследствии в БХ?
3. Не сохранились ли у тебя случайно какие-нибудь тексты, рукописи П.С.? Может быть, такие, которые не попали ни в СЦ, ни в БХ (или попали в других вариантах)?
4. Не знаешь, сохранились ли неизвестные рукописи П.С. у Ерёменко?
5. Не знаешь, какова судьба архива П.С. - в смысле, рукописей, оставшихся в его доме? - может, Ерёменко как-то об этом упоминал?
6. Если ты бываешь в редакции "Новой газеты" - у них ведь, наверно, есть подшивка старых номеров; не мог бы ты при случае найти там упомянутый мною выше в комментах №1 за 1997 год и отсканировать для меня статью Ерёменко о П.С. (с. 15), а если там ещё и смирновская подборка обнаружится, то и её тоже?

Если последнее хлопотно - извини, пожалуйста, за нахальство.
[info]tu_95 wrote:
Jan. 3rd, 2009 11:07 am (UTC)
Re: П.С. в "Советском цирке"
Отвечаю по пунктам:
1. Учитывая то, что мемуары должны содержать определенный процент склеротических вариаций, возможно это была и "Арена", переименованный в январе 1991 года "Советский цирк".
2. Не помню.
3. Увы, не сохранились. Поскольку человек я не систематический.
4. Не знаю. Но не думаю, поскольку Еременко нон-стопом перезжает из одной экзотической конуры в другую. В нынешней у него унитаз непосредственно в комнате.
5. Нет, не упоминал. Может быть, Данила Давыдов, который о нем писал в диссере, что-то знает?
6. Никакого нахальства, Гера, тут нет. Но я там больше не бываю, поскольку пришелся им не ко двору, о чем в косвенной форме было заявлено главным редактором.
[info]lukomnikov_1 wrote:
Jan. 3rd, 2009 11:40 am (UTC)
Ага, спасибо. Отрицательный результат - тоже результат.

Попытаюсь, может, всё-таки разузнать что-нибудь.

Ещё раз спасибо, что заговорил о нём.
На мой взгляд, это одна из самых ярких и загадочных фигур в русской поэзии.
[info]tu_95 wrote:
Jan. 3rd, 2009 10:48 am (UTC)
Re: поправки по книжке
Спасибо, исправил.
[info]lukomnikov_1 wrote:
Jan. 3rd, 2009 11:28 am (UTC)
Служу русской поэзии! :)
[info]lukomnikov_1 wrote:
Jan. 3rd, 2009 01:40 am (UTC)
Да, я запостил большую подборку стихов П.С. из БХ:
http://lukomnikov-1.livejournal.com/671664.html
и всю книжку полностью:
http://cmuxu.livejournal.com/36610.html

Со ссылкой на эту твою запись (надеюсь, ты не против).
[info]tu_95 wrote:
Jan. 3rd, 2009 11:08 am (UTC)
Спасибо, не против.
[info]lukomnikov_1 wrote:
Jan. 5th, 2009 10:57 am (UTC)
"Сказка" нашлась!
Володя, не пропусти:
http://lukomnikov-1.livejournal.com/672506.html

Фрагменты "Сказки" П.С.:
http://gileia.org/?page_id=357

Кстати, в описании БХ в каталоге "Гилеи" (http://gileia.org/?page_id=11) появились ссылки и на этот твой мемуар, и на мою публикацию БХ в ЖЖ [info]cmuxu.
[info]tu_95 wrote:
Jan. 5th, 2009 06:41 pm (UTC)
Re: "Сказка" нашлась!
Да, Гера, это здорово! Спасибо за информацию!